Права потребителей при оказании медицинских услуг

 

Следует признать, что в современной России сложился устойчивый рынок платных медицинских услуг. Ведь обычно люди полагают, что данный вид лечения более качественный, совершенный по сравнению с бесплатной государственной медицинской помощью. Однако, к сожалению, это не всегда так.
Платные медицинские услуги могут оказываться:
— частными коммерческими организациями, получившими специальные лицензии на оказание такого рода услуг;
— государственными, муниципальными бюджетными учреждениями – при наличии специального разрешения органа здравоохранения.
В силу своего возмездного характера отношения по предоставлению платных медицинских услуг охраняются ФЗ РФ «О защите прав потребителей» с учетом особенностей, установленных законодательством, действующим в сфере здравоохранения, в частности ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Отношения по оказанию медицинских услуг оформляются письменными типовыми договорами на оказание медицинских услуг.
Заказчик медицинских услуг, то есть пациент, имеет право:
— на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны персонала лечебного учреждения или частной клиники;
— на получение полной и достоверной информации об услуге и ее исполнителе, а также об обстоятельствах, которые могут оказать влияние на качество проводимого лечения;
— на получение услуги, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, медицинским стандартам;
— требовать проведения консилиума врачей и консультаций других специалистов;
— просить облегчить боль всеми законными доступными способами, порождаемую проведением медицинских вмешательств;
— на сохранение врачебной тайны;
— на информирование его или его представителя о состоянии его здоровья, методах и способах лечения,
— на отказ от медицинского вмешательства. В данном случае потребителю должны быть разъяснены все возможные последствия данного решения. Отказ оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом или его представителем и врачом.
— на возмещение вреда здоровью, причиненного в результате некачественного оказания медицинских услуг;
— на допуск к пациенту представителя, адвоката, священнослужителя, в том числе для проведения определенных религиозных обрядов.
В качестве обязанностей на потребителя возлагаются:
— оплата стоимости оказанной услуги;
— выполнение действий, необходимых для качественного предоставления услуги (сообщение требуемой информации о состоянии здоровья, соблюдение рекомендаций врача, посещение процедур).
Медицинские учреждения и организации, в свою очередь, ответственны перед клиентами за неисполнение или исполнение условий договора, несоблюдение обязательных государственных требований, устанавливаемых в отношении методов диагностики, профилактики и лечения граждан, а также за причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
При нарушении согласованных сроков оказания медицинских услуг пациент может:
— назначить новый срок;
— требовать уменьшения стоимости услуги;
— просить предоставить ему другого врача;
— требовать расторжения договора с возмещением понесенных убытков.
Важно отметить, что при нарушении сроков оказания услуг с исполнителя взимается неустойка в размере 3 % от стоимости услуги, если иной процент не установлен договором, но не более стоимости услуги.
Если пациенту была оказана некачественная услуга (с недостатками), он имеет право по своему усмотрению требовать:
— безвозмездного устранения данных недостатков;
— уменьшения цены услуги;
— возмещения понесенных им расходов на самостоятельное устранение возникших недостатков (оплата стоимости лечения в иной клинике).
При этом в данном случае потребитель также не лишается права на получение неустойки.
Если в будущем исполнитель в установленный срок не исправит возникшие недостатки, клиент может требовать расторжения договора об оказании платных медицинских услуг с возмещением всех понесенных им убытков. Аналогичное требование может быть предъявлено и при выявлении существенных недостатков оказанной услуги.
Итак, в каком же порядке следует действовать потребителю, когда его права были нарушены со стороны медицинской организации, работающей на коммерческой основе?
Во-первых, нужно направить в клинику письменную претензию, решение по которой должно быть принято в течение 10 дней.
В случае отказа от удовлетворения заявленных требований, на основании претензии и собранной медицинской документации потребителю следует обратиться в суд.

Не нашли ответ на Ваш вопрос?

Позвоните нашему юристу!

Архангельск: (8182) 47-15-16, +7 902-286-15-16

Санкт-Петербург: +7 981-761-00-72

Поделиться этим материалом в социальных сетях

Наш телефон
в Архангельске

(8182) 47-15-16
+7 902-286-15-16

Наш телефон
в С.Петербурге

+7 981 761 00 72
Юридические статьи

В статьях приведены юридические консультации по наиболее часто встречающимся вопросам из обращений наших клиентов.

Законодательство

Здесь можно найти специально подобранные нормативные акты конкретно по интересующей Вас области законодательства.

Образцы заявлений

В этом разделе приведены образцы исковых заявлений, ходатайств и других документов, которые Вам могут понадобится.

Судебная практика

Здесь подобраны образцы реальных судебных решений которые выносились в результате рассмотрения конкретных судебных споров.

Мы ВКонтакте