Споры со страховыми компаниями
Постановление Пленума Верховного суда России № 17 от 28.06.2012 г., относит сферу страхования граждан к предмету правового регулирования Закона «О защите прав потребителей», поэтому при возникновении споров со страховыми компаниями гражданин имеет право использовать механизмы правовой защиты прав, предусмотренные названным законом, то есть неустойку, штраф, компенсацию морального вреда и вреда здоровью.
Следует понимать, что сфера страхования это специфическая область права, поэтому она имеет также свои особенности, предусмотренные:
— федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
— Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Основными нарушения прав потребителей в сфере страхования являются:
— принуждение граждан к заключению дополнительного договора страхования жизни и здоровья при получении потребительского кредита;
— отказ от выплаты или неполная выплата страхового возмещения.
Согласно российскому законодательству, гражданин в обязательном порядке обязан заключить договор страхования при получении потребительского кредита только, если денежные средства выдаются под залог имущества.
Так при заключении ипотечного кредита страхуется жизнь и здоровья заемщика.
При покупке автотранспортного средства за счет банковского займа, требуется застраховать машину по КАСКО. При этом Вы самостоятельно можете выбрать страховую организацию.
В иных случаях, банк не имеет право принуждать Вас к заключению дополнительных страховых договоров!
Иногда конечно банки предлагают клиенту присоединиться к договору коллективного страхования жизни и здоровья с целью уменьшения процента по потребительскому кредиту.
Заключение такого рода страхового договора является добровольным, Вы всегда имеете право отказаться от данной услуги и получить заем без страхования, но по повышенной процентной ставке. Вторая ситуация является весьма типичной для современного рынка страховых услуг.
Создается впечатление, что внутренние инструкции страховых организаций направлены на то, чтобы не выплачивать (или не доплатить) сумму страхового возмещения, определенную путем расследования страхового случая, рассчитывая на то, что потребитель, пожалев свои нервы и время, не пойдет за защитой своих нарушенных прав в суд.
Не давая оценки такой политики, можно заметить, что при подаче соответствующего иска, суды однозначно становятся на сторону граждан, взыскивая со страховщика полную сумму страхового возмещения.
Оспорить сумму возмещения, можно проведя независимую экспертизу.
Порядок оспаривания действия страховой фирмы такой:
— составления и подача претензии с требованиями выплатить всю страховую сумму (это не обязательное требование, однако достаточно часто случается так, что грамотно составленная претензия способствует добровольному исполнению страховой организацией своих обязанностей);
— если страховщик не одобрил ваши требования в добровольном порядке, собираем все необходимые документы и обращаемся с исковым заявлением в суд.
Важно также отметить, что в случае судебного урегулирования спора со страховой компанией, Вы имеете право на получение со страховщика неустойки за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о доплате страхового возмещения (рассчитывается согласно правилам страхования), возмещения морального вреда и штрафа. Правда следует отметить, что неустойка рассчитывается только со страховой премии (Вопрос 1 Раздела «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики ВС РФ за 2 кв. 2013 г., утвержденного Президиумом ВС РФ 05.02.2014 г.).
Споры со страховыми фирмами — это довольно сложные виды юридических дел, они отличаются необходимостью изучения большого количества документов, особенностью «Правил страхования» которые весьма отличаются у разных страховых организаций. Кроме того, скорее всего, противостоять Вам в суде будет профессиональный юрист, который специализируется на спорах подобного вида. Сберечь Ваше время, а также сохранить денежные средства поможет своевременная профессиональная помощь наших специалистов, имеющих большой опыт работы в данной сфере.
Узнать подробнее о защите прав потребителей от действий недобросовестных страховых компаний, Вы можете, позвонив нам по телефонам, указанным на сайте.
Не нашли ответ на Ваш вопрос?
Позвоните нашему юристу!
Архангельск: (8182) 47-15-16, +7 902-286-15-16
Санкт-Петербург: +7 981-761-00-72
Поделиться этим материалом в социальных сетях
Получи ответ на вопрос единым кейсом:
Физическим лицам
Юридическим лицам
Наш телефон
в Архангельске
-
(8182) 47-15-16
+7 902-286-15-16
Наш телефон
в С.Петербурге
- +7 911 768 96 52